Собственность как канал социальной мобильности. Основные каналы социальной мобильности

Пути, по которым происходит перемещение людей из них социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

П.Сорокин выделял несколько основных социальных лифтов:армия, церковь, школа, семья (брак) , политические и общественные организации.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. П. А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

В современной социологии выделяют несколько основных каналов социальной мобильности:

Социальный статус семьи,

Внешние данные, умственные и физические способности;

Образование;

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.

Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей . Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.

Миграция.

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства,необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции .

  1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п.
  2. Притяжение это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда,где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных,экономических или политических условиях существования в двух регионах,тем вероятнее миграция под воздейстием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно,для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и "умов"в определенные районы, где их не хватает.
  3. Пути миграции это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну.То же можно сказать о языковых барьерах, получении разре шения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов.

Виды миграции:

международную (т.е. переезд из одного государства в другое) - эмиграция, иммиграция и

внутреннюю (переезд в пределах одной страны) - миграция. И тот и другой виды миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной,и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям.

Т.о. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.


Похожая информация.


В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования - простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои - очень тесные - каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента - значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка - обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия - ограниченное число семей - владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках - важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием.

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. В целом 76 % (российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое.

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН, опровергают подобные утверждения.

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели - очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а по социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы - воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы - условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» - используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует - используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека - он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М. Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру.

Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности - это, во-первых, взросление личности. Например, ребёнок, априори, со временем изменит свой статус, выйдя из круга обязанностей и прав, которые принадлежали ему как незрелому индивидууму. Таким же образом и пожилой человек, выходя из пределов возрастных ограничений, меняет свой статус трудящегося на пенсионера.

Во-вторых, следует отметить вертикальную мобильность, происходящую в результате Это изменение статуса может происходить как по восходящей, так и по нисходящей траектории движения.

Факторами социальной мобильности этого вида являются следующие: повышение уровня образования индивидуума (например, получение диплома), смена места работы в связи с накоплением опыта (например, получение более высокой профессиональной категории, военного звания), потеря рабочего места или понижение в должности (например, в связи с трудовыми нарушениями или в связи с нарушениями законодательства административными органами предприятия - увольнение в связи с беременностью или инвалидностью), попадание в «места не столь отдалённые», потеря трудоспособности.

Горизонтальной мобильностью называют смену индивидуумом в рамках того же (перемена места жительства, вероисповедания, работы в том же статусе, и другое).

Обсуждая мобильности, следует отметить, что перемещение индивидуума в обществе имеет определённую обусловленность. Хаотичная мобильность имеет место быть лишь при нестабильной социальной структуре, в связи с переломными историческими моментами или при экономическом кризисе. При стабильной же структуре общества изменение статуса индивидуума может произойти только с одобрения социального окружения, по определённым каналам.

В широком смысле каналы социальной мобильности - это социальные структуры, способы и механизмы, использующиеся индивидуумом для того, чтобы получить возможность переместиться из одного общественного статуса в другой.

То есть учебные заведения, в которых гражданин может получить образование, дающее ему право занимать более высокую должность - это каналы социальной мобильности. Сюда же относятся политические партии и органы политвласти, экономические структуры и общественные организации, армия и Церковь, семейно-клановые связи и профессионально-трудовые союзы.

Следует отметить также, что структуры организованной преступности - это тоже каналы социальной мобильности, так как они сами обладают собственной внутренней системой мобильности и к тому же зачастую имеют довольно ощутимое влияние на «официальные» каналы.

Учитывая тот факт, что каналы социальной мобильности работают как целостная общественная система, можно говорить о том, что ее структура состоит из множества институционно-правовых процедур, которые могут позволить или же нет перемещения индивидуума.

Таковыми можно назвать экзаменационные комиссии, органы опеки, администрацию районов, жилищные комиссии, военкомат, суд и другие. При желании человека подняться по вертикальной статусной лестнице, ему необходимо пройти определённое «тестирование», которое покажет, соответствует ли данный индивидуум новому, желаемому им статусу.

Например, для следует предъявить в жилищную комиссию необходимые документы, при получении диплома - пройти обучение и сдать выпускные экзамены, при поступлении на работу - пройти собеседование.

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.

Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».

Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П. А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.

Вертикальная мобильность в той или иной степени присутствует в любых обществах, поэтому в мембранах расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия, какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких подъемников, обеспечивающих социальную циркуляцию, выполняют различные социальные институты. Важнейшими среди этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональные и экономические организации.

Армия играет особенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн, зависимость общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успеха зачастую зависит дальнейшая судьба конкретного общества. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды, значение её гораздо ниже, чем во время войны. История знает немало примеров, когда представители низших слоёв восходили на вершину стратификационной лестницы благодаря армии: «сицилианец Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя не только из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сын горшечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл себя злодеем… поступив в войско и пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получив эту должность, он задумал стать князем и, не обязываясь перед другими, удерживать одним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту, и захватил власть…,»не чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе, добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти и затем удержал её…»(Никколо Макиавелли «Государь» 1997г)

Вторым основным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В период наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшим слоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхних этажей социального здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу к влиятельному представителю правящего класса, автоматически начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странах существует правило автоматического продвижения официальных лиц по службе. Кроме того, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играет институт выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политические организации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким - то образом проявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию правителя. Поэтому именно политические организации играют сейчас особо важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполняли церковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.

Профессиональные организации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку вход в эти организации всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому каналу.

Пресса это тоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она успешно может создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и скоростных потоков социальной циркуляции…». (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г)

Организации по созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители еврейского народа имели статус гораздо более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных обществ, семья-это единственный реально функционирующий институт. Среди племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящее время семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людей изначально принадлежащих к элите, нужно преодолеть гораздо меньше препятствий для повышения своего статуса, чем рожденному в семье простых людей.